Логистика и коронавирус

Ситуация, сложившаяся на логистическом рынке по причине распространения коронавируса, вероятнее всего, навсегда изменит работу его участников. Поначалу мировые глобальные цепочки поставок не ощутили серьезного влияния стремительного распространения болезни в Китае –одном из основных звеньев глобальной логистической инфраструктуры. Многие компании, помня про каникулы по случаю Китайского нового года, заранее спланировали производство и поставки грузов. Однако после того, как каникулы переросли в карантин, компании, завязанные на производственные мощности в Китае,столкнулись с первыми перебоями в поставках. Вслед за этим морские линии вынуждены были отменять рейсы и менять действующие маршруты. Авиаперевозки также оказались частично приостановлены, а наземный транзит грузов хоть и не остановился, но столкнулся с проблемой значительного увеличения времени транспортировки из-за фактически парализованной работы отдельных пропускных пунктов.

В России в качестве меры стимулирования транспортной логистики еще с 17 марта были отменены ограничения для транспорта, обеспечивающего поставки в торговые сети, грузовикам разрешен круглосуточный доступ, а также бесплатная парковка для осуществления погрузочно-разгрузочных работ. По данным спутникового мониторинга, пробеги коммерческого автотранспорта начиная с последней недели марта выросли на 15-20%,причем основная нагрузка приходится на логистику «последней мили», поскольку в условиях изоляции получить необходимый товар можно только при помощи служб доставки.

Таким образом мировая пандемия продемонстрировала, насколько сблизила мировая логистическая система различные регионы мира и насколько тесными стали взаимосвязи между рынками, странами,компаниями. Глобальные риски выросли, а значит нужны новые стратегические решения по повышению устойчивости цепей поставок.

Одним из ключевых решений в этом на правлении может стать хорошо известный инструмент supply chain mapping (картографирование)- визуализация цепи поставок компании, позволяющее в режиме реального времени отслеживать весь путь каждый материал, процесс, поставку, своих контрагентов  (1-уровень), поставщиков своих контрагентов  (2-3 уровни) - другими словами, видеть всю цепочку поставок от сырья до готовой продукции наскладе магазина. Многие компании давно внедряют подобные решения, как инструмент снижения рисков, но процесс картирования цепи поставок компании отнимает не только финансовые, временные и человеческие ресурсы, но и требует от всех участников обеспечения достаточного уровня прозрачности и готовности делиться данными.

Будем надеяться, что встряска,которую получили глобальные цепи поставок благодаря COVID-19, позволят им выработать некоторый иммунитет против подобных потрясений.

No items found.
Участник мероприятия
Завьялов Дмитрий Вадимович
Заведующий кафедрой предпринимательства и логистики